Кодеки

Кодек (англ. codec, от coder/decoder — кодировщик/декодировщик или compressor/decompressor) — устройство или программа, способная выполнять преобразование данных или сигнала.

Кодеки могут как кодировать поток/сигнал (часто для передачи, хранения или шифрования информации), так и раскодировать — для просмотра или изменения в формате, более подходящем для этих операций. Кодеки часто используются при цифровой обработке видео и звука.

Большинство кодеков для звуковых и визуальных данных используют сжатие с потерями, чтобы получать приемлемый размер готового (сжатого) файла. Существуют также кодеки, сжимающие без потерь (англ. lossless codecs). Но для большинства применений выгоднее кодеки с потерями информации, так как малозаметное ухудшение качества оправдывается значительным уменьшением объема данных. Почти единственное исключение — ситуация, когда данные будут подвергаться дальнейшей обработке: в этом случае повторяющиеся потери на кодировании/декодировании окажут серьезное влияние на качество.

Ниже представлена сводная таблица наиболее распространенных кодеков:

Кодек

Тип кодека

Скорость кодирования

Задержка при кодировании

G.711 ИКМ 64 Кбит/с 0,75 мс
G.726 АДИКМ 32 Кбит/с 1 мс
G.728 LD – CELP 16 Кбит/с От 3 до 5 мс
G.729 CS – ACELP 8 Кбит/с 10 мс
G.726 a CS – ACELP 8 Кбит/с 10 мс
G.723.1 MP – MLQ 6,3 Кбит/с 30 мс
G.723.1 ACELP 5,3 Кбит/с 30 мс